«Гедонизм – это умение находить счастье в простых вещах»
Ресторатор и сомелье Екатерина Яценко, бренд-менеджер ресторанов Jerome и Kira, – о том, что такое счастье по-итальянски, как звучит самый нелепый миф о ресторанном бизнесе и что можно обнаружить в бокале, кроме истины
Квантовый скачок – этот символ стал в 2025 г. одним из определяющих для ресторатора и сомелье Екатерины Яценко. Вместе с супругом Андреем Мусихиным она уже десять лет стоит у руля итальянского ресторана Jerome, у которого летом появилась младшая сестра по имени Kira. Второй проект гастрономического тандема выстроен в концепции средиземноморского триединства и объединяет в себе Италию, Грецию и Восток – причем в аутентичном исполнении целого ансамбля шефов. Помимо бренд-шефа проекта Павла Циклинского к созданию средиземноморской палитры вкусов приложил руку дуэт греческих шефов с Миконоса Аджелос и Ольга Бакопулос, итальянец Паскуале Паламаро и марокканец Джавад Рахали. В интервью изданию «Ведомости Северо-Запад. Стиль жизни» Екатерина рассказала о том, как связаны гастрономия, счастье и чувство юмора, как разжечь свой жизненный аппетит – и поддерживать этот огонь.
Утро я всегда начинаю с чашки кофе – не оригинальный, но проверенный и надежный рецепт включить внутреннее зажигание. Мне очень близка повседневная итальянская гастрономическая культура: от уклада до набора продуктов. Италия для меня пример во всем, что касается еды, – от образца идеального ресторана до качества продуктов и отношения к ним. И, кстати, жизнь наших ресторанов в Петербурге и моя лично во многом повторяют этот порядок.
У итальянцев я научилась настоящему гедонизму – любить не только еду, но и жизнь. Когда у тебя на столе может просто лежать свежевыпеченный хлеб, оливковое масло и морская соль, в бокале – вино правильной температуры, не обязательно даже какое-то особенное. Никаких, казалось бы, изысков, просто хорошие продукты. И ты сидишь за деревянным столом под открытым небом и чувствуешь себя самым счастливым человеком на свете. Истинное жизнелюбие – это умение находить счастье в самых обычных вещах.

Ты не сможешь работать в ресторане, если ты этот мир не любишь. Если не принимаешь работу с людьми, создание атмосферы, где гостям хорошо и где они счастливы, если тебе не хочется отдавать себя всего этому процессу. По-другому не работает! Скажем откровенно: мы проводим на работе огромное количество времени, и если ты не получаешь кайф от этого драйва, то нужно бежать из ресторанной индустрии.
Когда открываешь ресторан, главное – иметь сильную команду. Это очень важно. На чем она строится? В первую очередь – на идеологии. Твоя концепция должна быть настолько сильной и настолько ты должен в нее верить, чтобы без труда вдохновить команду. Без людей ты ничего не сможешь сделать.
В ресторане Kira три иностранных шефа, потому что мы хотим показать гостю чистоту вкуса и аутентичность кухни Средиземноморья. Это регион на редкость многогранный, яркий, колоритный. Гастрономия каждой страны полна своеобразия, традиций и особенного обаяния – и наши шефы раскрывают всю эту красоту, воплощают ее в жизнь через рецепты Греции, Испании, восточных регионов Средиземноморья.

Я бы не решилась открыть ресторан в Италии, даже если бы у меня нашелся инвестор. Если рассмотреть эту страну с точки зрения ресторанной культуры, то итальянцы – очень консервативный народ. Кроме родной кухни там, по сути, ничего не приживается. А в стране, где, можно сказать, в каждом втором доме семейный ресторан со своими рецептами, традициями и невероятным теплым вайбом, было бы слишком сложно конкурировать.
Самый нелепый миф о ресторане состоит в том, что открыть свой проект – легко. Я считаю, что это самое большое заблуждение. И работать в нем – вовсе не легкое занятие. В нашей стране пока что нет развитой культуры быть поваром, официантом. Дело в том, что гастрономия – это именно культура, а не набор навыков.
К моменту, когда я получила предложение стать сомелье, я уже работала пять лет в ресторанах на разных должностях: от хостес и официанта до управляющей. Позицию сомелье мне предложил в свое время Арам Мнацаканов, и я, кстати, стала первой женщиной-сомелье в истории его ресторанной группы. Ни разу не пожалела об этом решении и очень благодарна Араму Михайловичу.
Мир виноделия для меня – это великая красота, невероятный и глубокий пласт культурный, особенно если говорить об Италии, Франции, Испании, ключевых странах, где делают вино.
Сомелье – это профессия, в которой невозможно заскучать. Каждый день появляется что-то новое – новые имена, новые стили вина, восстанавливаются разные автохтонные сорта винограда. Если ты ощущаешь усталость от дегустаций, то тебе просто стоит сменить вектор развития.

В моей винной карте всегда есть... много вина. Очень много. Винное меню моих проектов всегда очень обширное и сбалансированное. Это осознанное решение, ведь сколько людей, столько и предпочтений. Для меня главное – чтобы гость уходил из ресторана счастливым.
В России упорно не признают достоинства вин одного из величайших винодельческих регионов мира – долины Роны. На моей памяти у российских гостей они почему-то никогда не были востребованы. Чем это обусловлено, сказать сложно, но это совершенно невероятная земля, один из оплотов французского виноделия, где есть хозяйства с многовековой историей.
У меня в холодильнике всегда есть много пармезана и бутылка хорошего вина, а рядом с ними – оливковое масло лучшего качества.

Выходные во множественном числе – для меня уже понятие практически недостижимое. В свой выходной, который у меня иногда бывает, я очень люблю просто побыть дома с семьей и что-то готовить. Я настолько редко там бываю, что фактически начинаю по дому скучать.
Получать подарки я не умею, а вот дарить, напротив, очень люблю. Мои презенты всегда очень эмоциональные, дарить впечатления я обожаю. Но даже когда я выбираю нечто материальное, то обязательно будет глубина, смысл. Я вообще ничего в жизни не делаю формально – просто не могу. И сама на подарки реагирую тоже темпераментно – скажем, от вида браслета Cartier я вряд ли начну прыгать до потолка, но при этом могу испытать бурный детский восторг от какой-то мелочи, которая мне даст заряд энергии.

Ко всему в жизни стараюсь относиться с юмором и при этом честно. В этом смысле в разрезе моей профессии для меня самый классный фильм о гастрономии – это «Крылышко или ножка» с Луи де Фюнесом. Эта комедия очень остроумно иронизирует над гидом «Мишлен», отчасти правдиво.
Я благодарна судьбе за то, что я ни одного дня в своей жизни не работала. Я занимаюсь любимым делом, за которое еще и получаю деньги. И в этом плане считаю себя счастливым человеком. По правде говоря, в моей жизни не было ни одного дня, когда бы я проснулась и подумала, что не хочу идти на работу. Я считаю, что это бесценно.