Код и камень: Русский музей воссоздали в Minecraft

Пока одни спорят о роли видеоигр в современном обществе, другие используют их как инструмент сохранения культурного наследия
Русский музей
Русский музей

Когда историческая архитектура, привыкшая к тяжести гранита и мрамора, вдруг обретает форму из пикселей, становится ясно: у памяти больше измерений, нежели кажется. В этом контексте виртуальная вселенная Minecraft, где из кубов строятся целые миры, неожиданно оказывается пространством для бережной реконструкции – недавно здесь воссоздали масштабную модель Русского музея. И возможно, именно в этом и кроется тихая закономерность: дабы сохранить прошлое, его приходится пересобирать заново. Даже если вместо камня у нас только блоки, горящие на мониторе.

Реконструкция стала частью проекта BTE CIS (Build The Earth), который занимается цифровой реконструкцией городов России. Команда из двух человек в лице Артема Горюнова и Андрея Анферова с максимально возможной точностью воссоздала Михайловский дворец, Михайловский (Инженерный) замок, Западную и Восточную кордегардии Михайловского замка. Причем, ценность такого формата не только в сложности исполнения, но и в интерактивности: к серверу с Русским музеем можно подключиться и побродить среди достопримечательностей. Это особенно важно в деле привлечения внимания молодежи к культурному наследию.

Кстати, Петербург не первый раз попадает на сервера Minecraft. Еще в 2021 году энтузасты из стран СНГ построили в масштабе 1:1 стрелку Васильевского острова, Биржевой мост, Эрмитаж и Дворцовую площадь. Забавный факт: Зимний дворец строил итальянец под ником ulisseterrani, а в реальности архитектором был его земляк Бартоломео Франческо Растрелли.

Многие считают, что компьютерные игры – развлечение по большей мере детское. Отнюдь. Проекты, подобные Minecraft представляют собой мощные инструменты по конструированию не только виртуальных миров, но и механизмов, которые в мире реальном представляют собой технологическое чудо. Например, в 2024 году американский студент собрал на базе игры полноценный и работающий 32-битный компьютер. Устройство включало в себя сложную сеть логических элементов, а также систему хранения и обработки данных. Для воплощения идеи энтузиасту потребовалось более миллиона внутриигровых блоков.

Компьютер в компьютере, музей в игре, дворцы в кубах. Все это не подмена реальности, а ее продолжение. Возможно, культурная преемственность сегодня именно так и работает: чтобы сохранить настоящее, мы все чаще и чаще обращаемся к нематериальному.