20 февраля 2024 / МНЕНИЕ
ИИ занялся рекламой
В создании одной рекламной кампании может быть задействовано около 25 различных нейросетей
20 февраля 2024 / МНЕНИЕ
ИИ занялся рекламой
В создании одной рекламной кампании может быть задействовано около 25 различных нейросетей
Алексей Штоколов
директор по искусственному интеллекту «Яндекс Рекламы»
Алексей Штоколов
директор по искусственному интеллекту «Яндекс Рекламы»
Все больше задач, которые раньше нужно было делать руками специалиста по рекламе, сегодня помогает решать искусственный интеллект
Нейросети как технология появились в интернет-рекламе довольно давно, но именно сейчас они активно набирают популярность. Многие рекламные системы начали использовать искусственный интеллект (ИИ) для создания рекламы еще около 10 лет назад, но в последнее время роль нейросетей стала значительней и заметней. Сегодня нейросетями все чаще пользуются маркетологи, специалисты, настраивающие рекламу, а также сами владельцы бизнеса.

Абсолютно все рекламные системы в Интернете, доступные сегодня рекламодателю на рынке, будь то «Яндекс», «ВКонтакте», Avito, Telegram, «Одноклассники» и т. д. – сейчас тем или иным способом используют искусственный интеллект. Что же могут делать нейросети с точки зрения рекламы? Сейчас ИИ находится на такой стадии развития, на которой он способен взять на себя сразу три большие функции: это создание креативов, таргетинг сообщений и управление KPI бизнеса в рамках рекламных кампаний.

Нейросети – это отличные помощники для создания креативов (текстов, изображений). Благодаря тому, что нейросети обрабатывают большой массив данных, в том числе обобщают знания других бизнесов и рекламных кампаний, они могут оценить, какой текст или какое изображение наиболее эффективно привлечет внимание той или иной целевой аудитории.
Вторая функция – это таргетинг и формирование портрета целевой аудитории (ЦА). Например, часто у бизнеса бывает одно представление о своем аудитории, но в реальности их товары и услуги заказывают совсем другие люди. Простой пример, что товары для мужчин зачастую покупают жены и подруги, тогда как покупателями женских украшений оказываются как раз мужчины. На самом деле таких примеров гораздо больше и нейросети позволяют находить самые неожиданные из них, повышая точность таргетирования рекламы.

И третья функция, которая сейчас востребована, — это функция управления стратегией рекламной кампании, которая напрямую связана с управлением KPI бизнеса. Современная реклама – уже не просто задача показать «кому-то» «что-то». Она нацелена на четкий KPI, все вложенные в рекламу инвестиции должны приводить к конкретным бизнес-результатам. И управление стратегией рекламной кампании – это та задача, с которой сегодня могут справляться нейросети. Например, сейчас уже больше 70% всех рекламных бюджетов управляются искусственным интеллектом. Это в том числе позволяет оптимизировать стоимость конкретного целевого действия для каждого предпринимателя.

На рекламном рынке уже много инструментов с использованием разных нейросетей. Есть целое семейство генеративных моделей, которые придумывают тексты. Как правило, они формируют текст по описанию задачи: что и кому вы хотите продать? Другое семейство сетей работает с графическими изображениями. Это диффузионные нейросети, которые могут из текстового описания сгенерировать картинку для рекламного объявления.

Еще одна группа нейросетей позволяет понять «близость» пользователя и рекламы: насколько именно это рекламное изображение/текст будет интересно конкретному пользователю. Есть набор нейросетей, который позволяет заниматься управлением бюджетами. Они оценивают целевые значения стоимости конверсии, долю рекламных расходов, затраченных на продажу продукта и многое другое. Например, отдельная нейросеть предсказывает, какую ставку нужно поставить внутри работающих рекламных аукционов, чтобы попасть в целевое значение KPI бизнеса. Существует целый набор моделей, которые занимаются ранжированием. Они прогнозируют вероятность клика, вероятность конверсии и т. д. Таким образом, в каждом показе рекламного объявления может быть задействовано около 25 различных нейросетей.

Если рекламная система не использует машинное обучение или ИИ, то, скорее всего, она сильно проигрывает в эффективности другим, потому что нейросети обладают невероятными возможностями. Но, безусловно, само по себе внедрение ИИ не панацея. В гонке за эффективностью нейросети должны анализировать огромный массив релевантных данных, нужно много «железа» (оборудования для обучения и применения), а также нужны специалисты, которые помогают алгоритмам обучаться.  

Конечно, сам рекламодатель практически не видит, что находится «под капотом» той или иной рекламной системы. Для него вся эта настройка сводится к «приборной доске» – интерфейсу в рекламной системе. И задача рекламных систем состоит в том числе и в том, чтобы вся эта технологическая магия исправно работала, но была понятна в настройке каждому. Ведь все больше рутинных задач, которые раньше нужно было делать руками специалиста, сегодня помогает делать искусственный интеллект. То, на что раньше при настройке рекламы уходили часы, а то и дни, можно сделать за минуты, а свободное время потратить на креативные или стратегические задачи.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.